Филипп Халсман: мастер «прыжка»
Филипп Халсман: мастер «прыжка»
        Один из главных американских фотографов второй половины XX века прославился как настоящий мастер «парадного портрета» своей эпохи (более сотни знаменитостей позировали ему для обложек Life, Look, Esquire, Paris Match). В частности, именно ему пришла в голову идея снимать людей в прыжке: с тех пор «jump» стал фирменным приемом Халсмана.

        Филипп Халсман родился в Риге в еврейской семье. До того как профессионально заняться фотографией, он учился на инженера в Дрездене. В начале 1930-х годов будущий мастер фотографии переехал в художественный центр того времени – Париж, где вскоре основал собственную фотостудию. В Париже Халсман начал активно публиковаться в журналах. Его фотографии попадают в «Vogue», «Vu» и «Voilà», а в объективе собственноручно собранного двухобъективного зеркального фотоаппарата появляются Андре Мальро, Поль Валери, Марк Шагал, Андре Жид, Ле Корбюзье.

        К 1940 году Филипп Халсман стал одним из самых известных фотопортретистов во Франции. Однако после оккупации Гитлером Парижа, Халсман был вынужден покинуть страну и перебраться в США – кстати, не без помощи Альберта Эйнштейна (знаменитый фотопортрет которого Халсман сделает только через семь лет).

        После переезда в Америку Халсман сразу стал востребован: он снимает рекламные кампании для модного дома Elizabeth Arden, а с 1942 года начинается его тесное сотрудничество с культовым журналом LIFE. На протяжении последующих 30 лет Филипп Халсман делает репортажи и обложки, освещающие важнейшие события из жизни США.

2.jpg   

Harold Lloyd, 1953 © Philippe Halsman / Magnum Photos


4.jpg   

Audrey Hepburn, 1955 © Philippe Halsman / Magnum Photos


        С начала 1950-х годов Халсман начал снимать первые кадры из серии, которую потом назовут просто и емко «Jump» («Прыжок»). Спустя годы именно серия «Прыжок» станет одной из наиболее ассоциируемых с именем фотографа.
По окончании каждой съемки он просил героев подпрыгнуть в кадре. Свою нетривиальную просьбу он объяснял тем, что «когда человек прыгает, его внимание в основном направленно на сам прыжок, маска спадает и появляется его истинное лицо».
«Мною двигало истинное любопытство, – рассказывал Халсман в одном из интервью. – Так или иначе, жизнь научила нас контролировать и менять выражения наших лиц, но она не научила нас контролировать наши прыжки. Я хотел увидеть, как в прыжке известные люди демонстрируют свои амбиции или их отсутствие, свое самомнение или неуверенность, и многие другие черты характера».

  3.jpg

Duke and Dutchess of Windsor, 1956 © Philippe Halsman / Magnum Photos


5.jpg

Robert Oppenheimer, 1958 © Philippe Halsman / Magnum Photos


        Среди «подпрыгнувших» под прицелом объектива Халсмана – семья Генри Форда, герцог и герцогиня Виндзорские, Мэрилин Монро, Грейс Келли, Ричард Никсон, Альфред Хичкок, Уинстон Черчилль, Пабло Пикассо, Фрэнк Синатра, Элизабет Тейлор, Одри Хепбёрн, Софии Лорен, Мохаммед Али и многие другие. В 1959 году Филипп Халсман выпустил одноименную книгу «Прыжок», которая стала классикой фотоискусства.

8.jpg

Philippe Halsman and Grace Kelly, 1954 © Philippe Halsman / Magnum Photos


7.jpg

Marylin Monroe, 1959 © Philippe Halsman / Magnum Photos