Неизвестные передвижники

Выставка «Неизвестные передвижники. Графика второй половины ХIХ века» открылась в главном здании Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, 10, и продлится она до 17 мая 2020 года. Посетители увидят 250 произведений графики Ильи Репина, Василия Сурикова, Валентина Серова, Василия Поленова, Исаака Левитана и других художников.
Это новый выставочный проект – четвертая экспозиция из цикла «Художник и время», который проходит в рамках программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники».
Поколение мастеров, входивших в Товарищество передвижных художественных выставок, хорошо знакомо широкому кругу любителей искусства. Творчество передвижников в основном было сосредоточено в области живописи, а графике изначально была отведена прикладная функция. В своих рисунках, акварели знаменитые и хорошо известные живописцы предстают совершенно другими – непривычными художниками.
Репина, например, больше занимали выразительность и точность позы. В этюдах он практически не работал с цветом. У Сурикова большинство работ – акварельные, каждая из которых представляла собой матрицу будущего полотна.
По словам организаторов, полотна передвижников составляют ядро собрания галереи, так как коллекционер Павел Третьяков прежде всего выбирал именно их произведения. И рабочим эскизам здесь принадлежит значительная часть. Такой приоритет был определен самим меценатом. В иллюстрациях сохранены и несуществующие композиции – нереализованные, уничтоженные, утраченные.
Особым спросом у публики пользовались жанровые сюжеты, картины-сценки, зарисовки из жизни, исторические мотивы. Художники выбирали поворотные, трагические эпизоды прошлого страны – смутное время, стрелецкие бунты, пугачевское восстание, картины на религиозные темы.
Притом что портреты и пейзажи составляли практически основной массив на выставках, наброски к ним крайне редки. Стоит отметить, что именно передвижники первыми организовали выставку этюдов, эскизов и рисунков. Не предназначенные для посторонних глаз, хранящиеся в тиши мастерской миниатюры дали возможность следить за рукой художника. В результате чего такие композиции начали восприниматься публикой как имеющие самостоятельную значимость, статус и коллекционную ценность произведения. До этого графика считалась исключительно рабочим материалом; эскизы и этюды никто не собирал, их роль была закрытой, непубличной. Таким образом, именно в недрах передвижничества была рождена идея показа «лаборатории художника» – подготовительных сюжетов к картинам. Она воплощалась в серии специализированных выставок, которые и создали почву нового расцвета искусства графики на рубеже ХХ века.
Это новый выставочный проект – четвертая экспозиция из цикла «Художник и время», который проходит в рамках программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники».
Поколение мастеров, входивших в Товарищество передвижных художественных выставок, хорошо знакомо широкому кругу любителей искусства. Творчество передвижников в основном было сосредоточено в области живописи, а графике изначально была отведена прикладная функция. В своих рисунках, акварели знаменитые и хорошо известные живописцы предстают совершенно другими – непривычными художниками.
Репина, например, больше занимали выразительность и точность позы. В этюдах он практически не работал с цветом. У Сурикова большинство работ – акварельные, каждая из которых представляла собой матрицу будущего полотна.
По словам организаторов, полотна передвижников составляют ядро собрания галереи, так как коллекционер Павел Третьяков прежде всего выбирал именно их произведения. И рабочим эскизам здесь принадлежит значительная часть. Такой приоритет был определен самим меценатом. В иллюстрациях сохранены и несуществующие композиции – нереализованные, уничтоженные, утраченные.
Особым спросом у публики пользовались жанровые сюжеты, картины-сценки, зарисовки из жизни, исторические мотивы. Художники выбирали поворотные, трагические эпизоды прошлого страны – смутное время, стрелецкие бунты, пугачевское восстание, картины на религиозные темы.
Притом что портреты и пейзажи составляли практически основной массив на выставках, наброски к ним крайне редки. Стоит отметить, что именно передвижники первыми организовали выставку этюдов, эскизов и рисунков. Не предназначенные для посторонних глаз, хранящиеся в тиши мастерской миниатюры дали возможность следить за рукой художника. В результате чего такие композиции начали восприниматься публикой как имеющие самостоятельную значимость, статус и коллекционную ценность произведения. До этого графика считалась исключительно рабочим материалом; эскизы и этюды никто не собирал, их роль была закрытой, непубличной. Таким образом, именно в недрах передвижничества была рождена идея показа «лаборатории художника» – подготовительных сюжетов к картинам. Она воплощалась в серии специализированных выставок, которые и создали почву нового расцвета искусства графики на рубеже ХХ века.
Фото: предоставлены Пресс-службой Государственной Третьяковской галереи