Неля и Роман Коржовы – рыцари СоврИска
Неля и Роман Коржовы – рыцари СоврИска
     В здании Государственной Третьяковской галереи на Крымском Валу представили выставку российских художников и кураторов современного искусства «Неля и Роман Коржовы. Соавторы не заключают соглашений».
     Такое название, отсылающее к одному из стихотворений Джона Эшбери, представляет многозначную метафору личного и творческого союза Нели и Романа Коржовых. Связанные семейными узами, Коржовы являются авторами многих значимых для развития современного искусства масштабных проектов, среди которых одна из старейших в России международная Ширяевская биеннале. Кураторская деятельность сочетается в их жизни с личной творческой практикой. Каждый из пары Коржовых является самостоятельным художником. Особенности их пути в искусстве и раскрывает выставка в Третьяковской галерее.
Живопись Нели Коржовой часто обращена к кинематографу, а значительная часть картин, представленных в экспозиции, своими образами или названиями связаны с конкретными фильмами, среди которых «Красная пустыня» и «Забриски Пойнт» Микеланждело Антонинони, «Под покровом небес» Бернардо Бертолуччи, «Отпуск без конца» Джима Джармуша. Автор выбирает кино, которое соотносит с собственной жизнью, «где сюжет проживается личностно». Она не заимствует конкретные фрагменты, а трансформирует их, обращаясь «к переживаниям каждого, кто рискнул предпринять путешествие в неизведанное, в другое место своей судьбы». Последний цикл картин, не связанный с кинематографом, имеет рамки, восходящие к идее кинопленки, своего рода портал для «входа в другое пространство через черные шторки кино». Неля Коржова как будто создает собственное кино – «расширенный автопортрет в зеркале».

8.JPG


     Если сама фактура рисунка Нели Коржовой напоминает о динамической природе движущегося кадра, то видеоработы Романа Коржова сняты статичной камерой и представляют собой видеокартины, в которых движение проявляется минимально, в виде еле заметного глазу смещения персонажа или дуновения ветра. На выставке демонстрируются две серии видеоработ – «Фальшфасад / False facade» и «Стабилизация / Stabilization». Они представляют пластический образ фрагментов мира: ландшафтов и интерьеров, в которых иногда присутствует человек. Зритель помещен автором в состояние «ожидания события». По словам художника, «повторение видеофрагментов и фрагментов звука, не совпадающих во времени, дает ощущение нарастания и спада напряжения».
     С живописью творчество Романа Коржова сближает не только статичность изображения, но и выстроенность композиции, компоновка элементов кажущегося случайным кадра, а также работа с цветом, который автор поднимает до предельного, буквально «нереального» уровня.

7.jpg


     Выделяя особенность, которая раскрывается в этом совместном проекте «соавторов» Коржовых, куратор выставки Виктор Мизиано отмечает: «Выставленные рядом живописные полотна, восходящие к кинокадрам, и видеоработы, подобные станковым картинам, образуют своего рода «перекресток языков». Отсюда в экспозиции выставочный зал становится и кинозалом: пространство затемняется, а полотна освещаются направленным светом».
     Неля и Роман Коржовы (1963, 1964) – российские художники и кураторы современного искусства. Коржовы окончили Пензенское художественное училище, являлись стипендиатами Штуттгартского союза художников, программы IfA (Institut fur Auslandsbeziehungen) для кураторов. Основатели и смотрители Самарского регионального общественного благотворительного фонда «Центр современного искусства», международной Ширяевской биеннале, работали в Приволжском и Средневолжском филиалах Государственного центра современного искусства. Произведения авторов экспонировались на многих выставках как в России, так и за рубежом. Работы находятся в коллекциях Самарского областного художественного музея, в частных собраниях России, Германии, Франции. Живут и работают в Самаре.
На вернисаже представлено 18 видеоработ и 41 произведение живописи. Она будет открыта по 14 мая.


Фото предоставлены Пресс-службой Государственной Третьяковской галлереи