Роберт Уитмен: в чем смысл фото «без лица»?
Роберт Уитмен: в чем смысл фото «без лица»?
На выставке американского фотографа Роберта Уитмена «Михаил Барышников. Метафизика тела» впервые представляют снимки знаменитого танцора, сделанные во время пяти их творческих встреч.

- Просматривая ваши работы, я заметила, что вы часто фотографируете отдельные части тела. Откуда такая любовь?
- Когда я переехал из родного Миннеаполиса в Нью-Йорк, я начал работать фотографом для журнала Men’s Health. По одному из заданий редакции я должен был сделать серию сексуальных снимков. И тут я столкнулся с проблемой поиска моделей. Для таких историй не очень подходят модели-красавцы и глянцевые красотки. У них прекрасные тела, но лица… Короче, мне пришлось как-то выкручиваться. Да, я снимал много влюбленных пар, а потом стал концентрироваться на съемке отдельных частей тела. И втянулся. Я люблю делать портреты, но мне также нравится снимать тело. Когда ты фотографируешь отдельные части тела, не снимая при этом лица, это сохраняет загадочность… Появляется больший простор для фантазии. Вы видите только сплетенные руки и домысливаете. Кстати, я сделал много рекламных съемок, где также «не было лиц».

- Знаете, однажды столкнулась с таким выражением: «Лицо может притвориться и солгать, а вот попа не обманет». Вы согласны?
- Я много раз снимал пятую точку, так что у меня полно фотографий попы. Даже есть мысль выпустить отдельную книгу со снимками этой части тела! Я согласен с тем, что тело не врет. И порой вы можете сказать с помощью языка тела намного больше, чем эмоции, которые отражает ваше лицо.

- А как вы попали в мир фотографии – из-за любви к искусству?
- Нет, такой любви к прекрасному не было. Вообще, я с детства мечтал стать актером: в колледже я изучал театр и историю театрального искусства. Плюс к этому, я был хиппи, а это значит, что не могло быть и речи о том, чтобы обрезать длинные волосы и сбрить бороду, надеть пиджак и галстук, и исправно ходить в офис с 9.00 до 17.00.

- Вы были хиппи?
- Да! Секс, наркотики и рок-н-ролл – это была моя история… Когда мне исполнилось 19 лет, умерла моя бабушка, оставив немного денег. На это «наследство» я решил переехать из Миннеаполиса в Нью-Йорк и там продолжить изучать театр. Но вмешался мой отец. «Может быть, тебе стоит отложить учебу и потратить деньги на путешествия?», - предложил он.
Так вот, по совету отца я уехал на два года путешествовать по миру. Где я только не был. Африка, Индия, Азия — весь мир. А когда вернулся домой, заметно охладел к театру, сменив специализацию в колледже на «Международные отношения». Но, откровенно говоря, в то время я не знал, что буду делать по окончании вуза: тогда мне хотелось жить в Рио и целыми днями искать приключения. И вот, находясь в таком раздрае, я посмотрел фильм «Фотоувеличение» Антониони и понял, что это именно та жизнь, о которой я мечтал. Быть фотографом выглядело так круто!
- К слову об артистах: как вам удалось подружиться с Михаилом Барышниковым?
- Я был женат на известной танцовщице Шелли Вашингтон, с которой мы тоже теперь хорошие друзья. Она работала с Мартой Грэм, ABT, Твайлой Тарп и другими. Они с Барышниковым были довольно близкими друзьями. Он знал, что я фотограф, и это нас сблизило, поскольку он и сам отлично снимает. Я думаю, я ему понравился, особенно когда мы с Шелли начали встречаться и потом поженились. Мы познакомились, когда я зашел за Шелли на репетицию. Михаил тогда репетировал и каждые пять минут подбегал к Твайле, чтобы она его скорректировала. Нас познакомили, и мы разговорились.
В то время я как раз вернулся из своей поездки на Кубу, откуда привез много снимков. Мои фотографии понравились Барышникову, наши интересы «пересеклись» (его увлечение фотографией, мое, благодаря Шелли, - танцами), и он допустил меня в число тех, кто снимал его. Дело в том, что Михаил очень избирательно подходит к тем, с кем работает. Так что подобное «приглашение» стало настоящим комплиментом для меня. Это невероятная удача.

- Насколько легко было работать с Барышниковым?

- Я бы не стал оценивать это как «сложно» или «легко». Барышникова снимали многие и миллион раз. Я уверен, что есть фотографы, которые снимали его больше, чем я. Самое главное в работе с ним, это то, что ты должен понимать, что ты хочешь снять, потому что Михаил из числа тех людей, кто не будет тратить свое время на «непонятные идеи». Если у тебя есть представление, чего ты хочешь, и ты не будешь не тратить на это слишком много времени, то все получится.

Интервью в полном объеме читайте в февральском номере MI