Рыцарь красоты
Рыцарь красоты
         В Третьяковской галерее проходит выставка, приуроченная к 175-летию одного из крупнейших русских живописцев Василия Поленова, которая знакомит зрителей с различными гранями творчества мастера. В состав экспозиции включено более 150 произведений из 14 российских музеев и частных собраний.
         Василий Поленов обладал универсальным дарованием, был новатором пейзажной живописи, талантливым педагогом, театральным художником, архитектором, композитором, писателем и общественным деятелем. Он вошел в историю искусства как автор лирических пейзажей, прежде всего, картин «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». В них впервые в русской живописи был открыт пленэризм – прием, с помощью которого художник передает ощущение знойного летнего дня, поэтическую прелесть будней и красоту старинных дворянских усадеб.

untitled.jpg     untitled1.jpg


         Кроме того, Поленов оформлял домашние постановки Абрамцевского кружка, Русской частной оперы мецената Саввы Ивановича Мамонтова, Большого театра. Впервые на русской сцене он ввел «принцип единой картины», отказавшись от многочастных кулис в пользу одной большой картины-фона. С.И. Мамонтов однажды метко назвал Поленова «рыцарем красоты».
          В показ включены жанровые и портретные произведения мастера. Широко представлено его творчество 1870–1910-х годов: от камерных композиций «пейзажного бытового жанра», как его определял сам Поленов, к панорамным картинам поздних лет, таким как «Осень в Абрамцеве» (1890), «Золотая осень» (1893).
          На протяжении многих лет Поленов работал над евангельской темой, ей посвящена центральная часть экспозиции. В 1881–1882 годах он совершил путешествие на Ближний Восток, потому что считал необходимым посетить места, где происходили события, описанные в Евангелии. Результатом поездки стала серия этюдов, впервые показанная на передвижной выставке наравне с законченными произведениями. В них художник открыл новые возможности живописи в изображении «красочного величия Востока», показав его без этнографической сухости и салонной «красивости».

untitled3.jpg


          Широкий резонанс вызвала его картина «Христос и грешница». Желая показать исторический характер событий, нравственную силу и торжество гуманистических идей, которые нес людям Христос, художник соединил в полотне традиции академической живописи и возможности реалистического искусства. Работая над этой серией, Поленов поставил перед собой задачу дать «живой образ» Христа, «каким он был в действительности», поэтому представил его простым странником и Учителем.

untitled6.jpg


         В поисках собственного пути в искусстве Поленов прошел через увлечение разными художественными течениями. Окончив Академию художеств в 1871 году с золотой медалью, он отправился в командировку в Европу, где работал над картинами на сюжеты из европейской истории: «Право господина», «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон», «Цезарская забава». Критики отмечали в них влияние французской академической живописи.
         Воспитанный в интеллектуальной, творческой среде и получивший университетское образование Поленов стал одним из первых русских художников-универсалистов. Как архитектор он сочетал глубокое знание истории древнерусского и западноевропейского романского зодчества с новыми тенденциями рубежа XIX и XX веков, свойственными русскому модерну.
 

Фото: предоставлены Пресс-службой Государственной Третьяковской галереи