Скульптура, которая оживает
Скульптура, которая оживает
       Передать внешний облик человека, его настроение может практически любой художник, скульптор. А вот подметить характер своего героя, его душевные переживания, тонкие психологические настройки под силу только одаренным творческим личностям. Именно такой была Сарра Лебедева – блестящий портретист периода советского искусства, оставившая нам культурно-историческое наследие из десятков прекрасных произведений скульптуры и графики.
       Поэты, писатели, художники, выдающиеся деятели своей эпохи и простые рабочие, дети – диапазон героев скульптора Сарры Лебедевой весьма широк и многогранен. Начиная свое творчество с графики и живописи, что ей весьма удавалось, талантливая девушка решила освоить скульптуру. И это настолько ее втянуло, что стало основным делом ее жизни. Однако создавая каждую свою работу, Сарра все равно изначально наносила ее изображение на бумагу, не всегда детально прорисовывая, но обозначив основные акценты художественного образа. Подобную связь – графики и скульптуры в творчестве выдающегося скульптора-портретиста можно отчетливо проследить на выставке «Сарра Лебедева. Избранное», которая открылась в Третьяковской галерее. Здесь представлено около 70 произведений скульптуры, 36 графических работ, а также архивные материалы, позволяющие не только открыть для себя новые грани творчества Сары Лебедевой, но и буквально влюбиться в ее неповторимый стиль, мироощущение, смелое видение, авторский поиск средств выразительности.

1.jpg     2.jpg

         Начало самостоятельного творчества художницы пришлось на годы революции, но наиболее ярко ее талант раскрылся в период заката авангарда. Тогда Сарра уже заявила о себе как скульптор-портретист. Почему именно в этом жанре? С одной стороны, ей было интересно данное направление, с другой – отсутствие мастерской не позволяло создавать ростовые скульптуры и крупные композиции. Но ограничение в масштабах творчества не сказалось на ее художественном поиске выразительных средств. Знаменитые работы автора, дошедшие до нашего времени, прекрасное тому доказательство: «Голова китайца», «Женский портрет (Цита Волина)», «Портрет Вани Бруни», «Гипсовый рельеф Б.Л. Пастернак», «А.С. Пушкин. Эскиз к проекту памятника для усадьбы «Михайловское», «А.П. Чехов. Эскиз к памятнику для Москвы», «Лариса» и многие другие.
         «Портреты Сарры Лебедевой очень разнообразны, – рассказывают кураторы выставки. – Это и портретные головы, и бюсты, фигуры, как одна из поздних работ – «Л. А. Бажбеук-Меликян», это и статуэтки. Интересна такая особенность творчества Лебедевой – у нее все портретное – и этюды, и изображения обнаженной натуры, и работы, сделанные для памятников. Здесь представлен первый проект для памятника Чехову (начала 1940-х гг.). Когда скульптор работала над его композицией, то она искала позы. Для этого ей позировали знакомые. И была создана серия этюдов, в которых это прослеживается. Но одновременно так получилось, что это еще и портреты знакомых людей, как, например, скульптора Г. Шульца. Что касается портретов творческих людей, то представлена обширная галерея – здесь и музыканты, и актеры, и певцы, и писатели, художники. Это самая многочисленная группа».
          Работы Сарры Лебедевой неоднократно критиковались за этюдность, свободную живописную манеру исполнения, указывая на незавершенность образов. Однако именно это делало ее портреты более живыми, эмоционально окрашенными, с характерной для ее стиля динамикой. Прекрасным дополнением к выставленным в галерее скульптурам стали графические работы автора и архивные материалы. Всего после себя Сарра Лебедева оставила около 400 художественных произведений – рисунки, наброски к скульптурам, которые можно по праву отнести к самостоятельным законченным работам, альбомы с портретами, этюдами, зарисовками с натуры. Сегодня это наследие художницы изучается, систематизируется, что помогает лучше узнать о талантливой личности камерного склада, подарившей прекрасные образцы портретной скульптуры, монументально-декоративных, художественных произведений.