Советское язычество
Советское язычество
      Третьяковская галерея открыла выставку работ одного из ведущих мастеров отечественной пластики, народного художника РФ Александра Рукавишникова, на которой представлено 60 его уникальных работ.

001. Микеланджело 1972.jpg      006. Город победителя, 2012.jpg


       Александр Иулианович – автор многочисленных монументальных произведений, таких как памятник Ф.М. Достоевскому у Российской Государственной библиотеки, Александру II у храма Христа Спасителя, кабриолет с фигурой Юрия Никулина у цирка на Цветном бульваре, скульптура «Спартак» у стадиона «Открытие Арена» в Москве и других. Будучи одним из самых смелых экспериментаторов в области фигурной формы, Рукавишников создал целую галерею ярких образов, которые потом нередко вызывали дискуссии как в профессиональной среде, так и у широкого зрителя.
Отдельным блоком стоят произведения, связанные с важнейшей для скульптора темой древнеславянского язычества. В своей практике автор выработал особую систему пластических знаков-символов, с помощью которых он повествует о языческом прошлом. Основные мотивы – лунница-кокошник, рыба, птица, мать-прародительница, языческие богини.
Часть работ скульптор создал специально для этой выставки.

       «Техника, в которой я работаю, называется «Советское язычество». Потому что к настоящему язычеству многие относятся хорошо, хоть к тем остаткам в мизерном количестве культурных предметов, которые мы можем реально видеть на фотографиях и в жизни. А так об этой большой сложной интересной философской культуре мы знаем немного. Поэтому я не претендую на то, что все было именно так. С позиции современного человека, выросшего в Советском Союзе и долгое время в нем проживший, я преподношу язычество как человек оттуда, и я в отличие от соцарта отношусь к изображенным мною образам с любовью, стараюсь видеть в них хорошие качества, а не издеваться над ними, не смеяться над ними...» – говорит мастер.

007. прощание славянок 2014.jpg       002. Лето в городе 1985.jpg


        На выставке представлены такие работы, как «Микеланджело Буонарроти», серия «Корни России», «Старая музыка», «Лето в городе», «Автобиографический мотив» и другие. В отдельном зале демонстрируются видеоматериалы, посвященные творческому пути скульптора.

        По словам куратора выставки Ирины Седовой, это проект-размышление, который является очень важным для Третьяковской галереи.
«Мы нашу экспозицию поделили на ряд пространств. Первое, верхнее пространство, – это раннее творчество автора, нижняя галерея – зрелый период. Несмотря на такой хронологический принцип, мы еще посчитали необходимым выделить два тематических пространства обособленно. Они связаны с двумя основными темами творчества скульптора, которые проходят красной нитью через все его творчество, – это темы язычества и матери».
Новый проект раскрывает многогранность творчества Александра Рукавишникова, представив широкой публике помимо скульптуры живописные и графические произведения, выполненные в уникальной авторской технике.

Фото предоставлены пресс-службой Третьяковской галереи.