Советское язычество
Третьяковская галерея открыла выставку работ одного из ведущих мастеров отечественной пластики, народного художника РФ Александра Рукавишникова, на которой представлено 60 его уникальных работ.
Александр Иулианович – автор многочисленных монументальных произведений, таких как памятник Ф.М. Достоевскому у Российской Государственной библиотеки, Александру II у храма Христа Спасителя, кабриолет с фигурой Юрия Никулина у цирка на Цветном бульваре, скульптура «Спартак» у стадиона «Открытие Арена» в Москве и других. Будучи одним из самых смелых экспериментаторов в области фигурной формы, Рукавишников создал целую галерею ярких образов, которые потом нередко вызывали дискуссии как в профессиональной среде, так и у широкого зрителя.
Отдельным блоком стоят произведения, связанные с важнейшей для скульптора темой древнеславянского язычества. В своей практике автор выработал особую систему пластических знаков-символов, с помощью которых он повествует о языческом прошлом. Основные мотивы – лунница-кокошник, рыба, птица, мать-прародительница, языческие богини.
Часть работ скульптор создал специально для этой выставки.
«Техника, в которой я работаю, называется «Советское язычество». Потому что к настоящему язычеству многие относятся хорошо, хоть к тем остаткам в мизерном количестве культурных предметов, которые мы можем реально видеть на фотографиях и в жизни. А так об этой большой сложной интересной философской культуре мы знаем немного. Поэтому я не претендую на то, что все было именно так. С позиции современного человека, выросшего в Советском Союзе и долгое время в нем проживший, я преподношу язычество как человек оттуда, и я в отличие от соцарта отношусь к изображенным мною образам с любовью, стараюсь видеть в них хорошие качества, а не издеваться над ними, не смеяться над ними...» – говорит мастер.
На выставке представлены такие работы, как «Микеланджело Буонарроти», серия «Корни России», «Старая музыка», «Лето в городе», «Автобиографический мотив» и другие. В отдельном зале демонстрируются видеоматериалы, посвященные творческому пути скульптора.
По словам куратора выставки Ирины Седовой, это проект-размышление, который является очень важным для Третьяковской галереи.
«Мы нашу экспозицию поделили на ряд пространств. Первое, верхнее пространство, – это раннее творчество автора, нижняя галерея – зрелый период. Несмотря на такой хронологический принцип, мы еще посчитали необходимым выделить два тематических пространства обособленно. Они связаны с двумя основными темами творчества скульптора, которые проходят красной нитью через все его творчество, – это темы язычества и матери».
Новый проект раскрывает многогранность творчества Александра Рукавишникова, представив широкой публике помимо скульптуры живописные и графические произведения, выполненные в уникальной авторской технике.
Александр Иулианович – автор многочисленных монументальных произведений, таких как памятник Ф.М. Достоевскому у Российской Государственной библиотеки, Александру II у храма Христа Спасителя, кабриолет с фигурой Юрия Никулина у цирка на Цветном бульваре, скульптура «Спартак» у стадиона «Открытие Арена» в Москве и других. Будучи одним из самых смелых экспериментаторов в области фигурной формы, Рукавишников создал целую галерею ярких образов, которые потом нередко вызывали дискуссии как в профессиональной среде, так и у широкого зрителя.
Отдельным блоком стоят произведения, связанные с важнейшей для скульптора темой древнеславянского язычества. В своей практике автор выработал особую систему пластических знаков-символов, с помощью которых он повествует о языческом прошлом. Основные мотивы – лунница-кокошник, рыба, птица, мать-прародительница, языческие богини.
Часть работ скульптор создал специально для этой выставки.
«Техника, в которой я работаю, называется «Советское язычество». Потому что к настоящему язычеству многие относятся хорошо, хоть к тем остаткам в мизерном количестве культурных предметов, которые мы можем реально видеть на фотографиях и в жизни. А так об этой большой сложной интересной философской культуре мы знаем немного. Поэтому я не претендую на то, что все было именно так. С позиции современного человека, выросшего в Советском Союзе и долгое время в нем проживший, я преподношу язычество как человек оттуда, и я в отличие от соцарта отношусь к изображенным мною образам с любовью, стараюсь видеть в них хорошие качества, а не издеваться над ними, не смеяться над ними...» – говорит мастер.
На выставке представлены такие работы, как «Микеланджело Буонарроти», серия «Корни России», «Старая музыка», «Лето в городе», «Автобиографический мотив» и другие. В отдельном зале демонстрируются видеоматериалы, посвященные творческому пути скульптора.
По словам куратора выставки Ирины Седовой, это проект-размышление, который является очень важным для Третьяковской галереи.
«Мы нашу экспозицию поделили на ряд пространств. Первое, верхнее пространство, – это раннее творчество автора, нижняя галерея – зрелый период. Несмотря на такой хронологический принцип, мы еще посчитали необходимым выделить два тематических пространства обособленно. Они связаны с двумя основными темами творчества скульптора, которые проходят красной нитью через все его творчество, – это темы язычества и матери».
Новый проект раскрывает многогранность творчества Александра Рукавишникова, представив широкой публике помимо скульптуры живописные и графические произведения, выполненные в уникальной авторской технике.
Фото предоставлены пресс-службой Третьяковской галереи.