«Классика может быть доступной»
«Классика может быть доступной»

      Наша героиня – яркая обладательница сопрано, солистка Государственного академического Большого театра России и преподаватель Московской государственной консерватории им П.И. Чайковского. В творчестве любит экспериментировать и открывать новые грани вокального мастерства. Ставит задачу приобщить современного зрителя к опере через понятную форму подачи музыкального материала. Ксения Дежнева активно выступает на официальных мероприятиях, профессиональных праздниках, фестивалях и концертах по всей стране.

– Как нынешняя сложная ситуация повлияла на ваши творческие планы?

– Ситуация в мире сейчас очень тяжелая, что, конечно, коснулось каждого человека, какой бы род деятельности он ни вел, и артисты не исключение, поскольку мы зависим от зрителя, от массовых мероприятий. У всех на весну было много проектов, которые пришлось отменить, что очень печалит. Но лично для себя вижу в этом и положительные моменты – я нахожусь в декретном отпуске. И именно условия самоизоляции позволили мне посвятить время себе, отдохнуть и подготовиться к этому радостному событию.
Несмотря на остановку концертной деятельности, я, как и многие мои коллеги, стараюсь участвовать во всех флешмобах, онлайн-акциях в социальных сетях.

– Как собираетесь выстраивать свою программу в новом сезоне?

– Вопрос очень сложный. Многие коллеги перенесли концерты на осень и на зиму, но ситуация по-прежнему неопределенная, поэтому рассказывать о четких планах сейчас было бы преждевременно. И, как я уже говорила, главный проект для меня сейчас – материнство.

– Что для вас самое ценное в оперном пении?

– Это соприкосновение с величайшими шедеврами музыкального искусства, которые были созданы в течение многих веков нашими предками, знаменитыми композиторами, и возможность эти произведения исполнять, сохранять и популяризировать. Опера – разноплановый и сложный жанр, который включает в себя множество аспектов, таких как театральность, костюмы, постановка, оркестр. Поэтому участие в выступлении – это всегда магия и большое счастье.

– Ваше творческое кредо?

– Скажу коротко: «Классика может быть доступной».

– В каких постановках Большого театра задействованы, насколько комфортно себя чувствуете на главной сцене страны?

– Здесь я сравнительно недавно, но уже успела проявить себя в таких постановках, как «Истории Кая и Герды» Сергея Баневича – это детская опера, но при этом очень сложная технически. В опере Бизе «Кармен» я исполняю партию Фраскиты – одной из цыганок. Одна из моих самых любимых работ – «Идиот» Вайнберга, в которой у меня роль старшей сестры Александры Епанчиной. Безумно красивая раритетная постановка «Борис Годунов», где у меня партия Ксении, дочери царя. В «Свадьбе Фигаро» Моцарта – роль Барбарины. В других проектах театра, включая концерты и оперетты, я тоже задействована.  

– Вы выступаете также в Государственном Кремлевском дворце. Расскажите, пожалуйста, о музыкальном проекте «Опера и не только», который вы запустили совместно с ГКД.

– Для меня это очень дружеские и плодотворные отношения. Но я принимаю участие не только в концертах. Год назад очень повезло выступить во Владивостоке на встрече Ким Чен Ына и Владимира Путина. Представление организовал Кремлевский дворец, а режиссером была Марина Худина. Аккомпанировал нам оркестр Росгвардии в сопровождении хора.
А также я очень благодарна ГКД за то, что у меня получилось запустить свой сольный проект, о котором я давно мечтала, – «Опера и не только». Первая программа в его рамках называлась «Путешествие из Италии в Россию» и включила в себя произведения российских и итальянских оперных мастеров и композиторов. В ней принимали участие солисты Большого театра. А во второй части – «Волшебная страна оперетта» были задействованы и артисты оперетты. Главная идея этой программы – экспресс-лекции. На ее ведущих, которых мы тщательно подбираем, ложится важная роль «путеводителя» в историю того жанра, которому посвящен концерт.

– Вы поете и в дуэте с мировыми звездами. Так, с Алессандро Сафина блестяще исполнили знаменитую Luna Tu. Чем запомнилось это выступление?

– Да, мне действительно повезло быть в дуэте с этим замечательным исполнителем, который сочетает в себе не только роскошный оперный голос – тенор (а местами звучит как баритон), он, конечно, еще и очень обаятельный мужчина, который покорил сердца многих российских женщин. А LunaTu является мировым хитом, который мне тоже всегда очень нравился, и раньше я, честно скажу, даже и не мечтала спеть дуэтом с Сафина. Тем более его лучшую песню. Но мне это позволил проект «Главная сцена» на телеканале «Россия 1», в котором я дошла до суперфинала. Знаменитое произведение мы исполнили в прямом эфире. Специально для этой программы Алессандро пригласили из Италии выступить со мной. Что для меня оказалось большой неожиданностью, шоком, и было очень волнительно. К тому же нужно было всего за два дня выучить песню на итальянском языке и просто вокально подготовиться к номеру, но, слава богу, все прошло благополучно.

– Вы любите экспериментировать, например, работаете в жанре crossover. Что открыли для себя в этом стиле?

– Да, жанр crossover – это уникальный микс, который можно позволить себе с помощью новых технологий. То есть совместить любые жанры, которые на первый взгляд могут друг с другом совершенно не соединяться. Оперная классическая музыка в сочетании с какими-то эстрадными приемами создают уникальную коллаборацию, что делает классику более доступной и понятной.

– Ваша самая любимая роль?

– Мюзетта в опере «Богема» Джакомо Пуччини. Это была моя дипломная работа, когда я выпускалась из Московской консерватории. И я очень надеюсь, что ее еще спою в Большом театре.

– Вы не только исполнительница, но и опытный преподаватель.

– Преподавать я начала сразу после аспирантуры. Я работала в Гнесинском колледже пять лет, после этого перешла в Московскую государственную консерваторию, где у меня есть свой класс. Мои студенты делают большие успехи, побеждают на конкурсах, хорошо себя проявляют. С ними я чувствую себя очень органично.

– Исполнение произведений перед первыми лицами государств, на главных сценах страны – чего бы хотели достичь в своем творчестве?

– Мечтаю о своей большой сольной программе, даже о своем шоу. Но для этого необходим собственный авторский репертуар. Вот сейчас как раз у меня должны появиться две новые песни, которые написал замечательный композитор из Белоруссии – пока не буду раскрывать секрет, но надеюсь, что к сентябрю эти два трека появятся на просторах Интернета. И еще – первые клипы, которых у меня пока нет.